Техническое обслуживание (ТО) спецтехники определяет эффективность и безопасность работы
“>Сама специфика устройств требует особого подхода. Самосвалы активно используются для перевозки сыпучих материалов, таких как песок, гравий или грунт. Тягачи, в свою очередь, предназначены для транспортировки прицепов. Эта разница в функциях обязывает подходить к ТО с учетом особенностей эксплуатации каждого типа машины.
Диагностика
Самый первый этап — визуальный осмотр. Он проводится при каждом визите на СТО, а его главная задача — выявление течей или видимых поломок. Например, во время осмотра можно обнаружить порванный защитный чехол приводного узла, прогоревший глушитель, деформированный рычаг подвески, очаг коррозии и прочие видимые глазу вещи.
При более глубокой диагностике в ход идёт измерительное оборудование. Это может быть простой манометр для проверки давления в шинах, динамометрический ключ для проверки правильности затяжки крепежа или полноценные испытательные стенды для определения углов установки колёс.
Для выявления ошибок, зафиксированных бортовой электроникой в ходе самодиагностики, применяют компьютерное оборудование. Оно покажет, на что автомобиль «жаловался». В современной машине её блок управления скрупулёзно фиксирует большинство отклонений от нормальной работы или состояний узлов — от севшей батарейки в ключе до пропусков зажигания или единичных сбоев в показаниях датчиков.
При проведении ТО важны несколько аспектов. Во-первых, регулярная проверка систем: гидравлики, тормозов, подвески и электрики. Во-вторых, замену изношенных деталей и жидкости (масло, антифриз и тормозная жидкость). Необходимо также следить за состоянием шин, так как они обеспечивают сцепление с дорогой и безопасность движения.
Регламентные работы
Регламентные работы позволяют заменить всё, что имеет ограниченный и строго определённый ресурс, не дожидаясь, пока эти компоненты выйдут из строя или потеряют свои свойства. К ним относятся смазочные материалы, охлаждающая жидкость, фильтры, тормозные колодки, ремни и т.п. детали. По сути это ремонт, который проводят, не дожидаясь появления неисправности и её более серьёзных последствий.
Подразумевает все три компонента обслуживания, описанные выше, которые проводятся с определённой периодичностью, вне зависимости от текущего состояния автомобиля.
Квалифицированный технический персонал играет важную роль в этом процессе. Специалисты должны хорошо знать особенности каждой модели и уметь выявлять неполадки даже на ранних стадиях.
Какие виды ТО бывают
Плановое и внеплановое ТО
Основные виды ТО включают плановое и внеплановое обслуживание. Плановое ТО выполняется по графику, что позволяет заранее выявлять и устранять потенциальные неисправности. Внеплановое ТО необходимо в случае поломки или выявления проблем во время эксплуатации. Это может быть связано с износом деталей, что особенно актуально для погрузочно-разгрузочных работ в сложных условиях.
Для каждой модели машины существует регламент — это перечень работ и то, как часто их нужно делать. Например:
- Замена моторного масла и его фильтра раз в 15 тыс. километров или спустя год после предыдущего ТО.
- Замена воздушного фильтра раз в 15 тыс. километров.
- Замена салонного фильтра раз в 30 тыс. километров.
- Замена свечей зажигания раз в 45 тыс. километров.
- Замена тормозной жидкости раз в 90 тыс. километров, но не реже чем раз в три года.
- Проверка уровня и плотности охлаждающей жидкости.
- Проверка настройки и регулировка фар каждые 30 тыс. км и т.д.
- 1.Мойка двигателя “О”
- 2. Приводные ремни “3”
- 3. Топливный фильтр-влагоотделитель “З”
- 4. Топливный фильтр “З“
- 5 Масляный фильтр “З“
- 6. Система смазки двигателя “З“
- 7. Давление масляного насоса
- 8. Сигнальная лампа воздушного фильтра
- 9. Пылесборник воздушного фильтра “О“
- 10. Основной элемент воздушного фильтра “О“
- 11. Внутренний элемент воздушного фильтра
Замена после 5-кратной очистки основного фильтроэлемента - 12. Затяжка резьбовых соединений и крепления двигателя “П“
- 13. Система охлаждения с проверкой плотности, уровня ОЖ и герметичности системы “П“
- 14. Охлаждающая жидкость промывкой системы
Замена каждые 2 года - 15. Проверка работы турбины, соединений на отсутствие течей масла и повреждений трубопроводов
- 16. Насос системы охлаждения “С“
- 17. Регулировка оборотов холостого хода “П“
- 18. Вал муфты подшипника сцепления “С“
- 19. Вал вилки выключения сцепления “С“
- 20. Подшипник сцепления “С“
- 21. Свободный и рабочий ход привода сцепления “П“
- 22. Проверка уровня и качества жидкости в приводе управления сцепления “П“
- 23. Проверка привода управления сцепления на наличие утечек“П“
- 24. Проверка коробки передач на наличие течей масла”П“
- 25. Очистка коробки передач и воздушного сапуна“П“
- 26. Масло в коробке передач
- 27.Проверка работоспособности механизма переключения передач и отсутствие неисправностей “П”
- 28. Проверка затяжки болтов крепления коробки передач “П“
- 29. Болты крепления фланцев карданных валов “П“
- 30. Проверка надежности крепления промежуточной опоры“П“
- 31. Люфты и износ в шлицевых соединениях карданных валов и крестовинах
- 32. Смазка точек карданных передач “С“
- 33. Уровень и качество жидкости в системе рулевого управления
- 34 Схождения передних колес
- 35. Углы установки передних колес
- 36. Масло в приводе рулевого управления и фильтр в масляном бачке“З“
- 37. Проверка углов поворота передних колес и работы рулевого управления“П“
- 38. Шарниры тяг рулевого управления“С“
- 39. Состояние шин“П“
- 40. Крепление деталей и узлов рулевого управления и колес “П“
- 41. Сетка фильтра РУ
- 42. Свободный ход педали тормоза “П“
- 43. Очистка сопла фильтра регулятора давления
- 44. Воздушные магистрали на утечку воздуха“П“
- 45. Зазор между колодками и тормозным барабаном
- 46. Проверка износа тормозных накладок и барабанов
- 47. Затяжка болтов крепления тормозного щита “П“
- 48. Смазка тормозных рычагов и осей привода тормозных колодок”С”
- 49. Очистка колесной тормозной системы
- 50. Проверка работы тормозной системы, включая стояночный и горный тормоз“П“
- 51. Крепление буксирного устройства “П“
- 52. Болты крепления поперечин “П“
- 53. Крепление запасного колеса
- 54. Крепление кронштейнов крыльев, АБ, топливного бака
- 55. Гайки стремянок рессор “П“
- 56. Листы рессор на наличие поломок“П“
- 57. Крепление и состояние амортизаторов, замена в случае необходимости
- 58. Крепления оси балансира“П“
- 59. Смазка точек через пресс-масленки“С“
- 60. Мосты в сборе “П“
- 61. Болты крепления полуоси и колесные гайки “П“
- 62. Сапуны“О“
- 63. Масло в редукторах главных передач ведущих мостов
- 64. Масло в бортовых редукторах мостов“П“
- 65. Смазка подшипников ступиц передних мостов
- 66. Проверка уровня и замена масла в оси балансира“П“
- 67. Проверка зазора между рессорами балансирной подвески и накладками рамы“П“
- 68. Смазка точек через пресс-масленки“С“
- 69. Проверка работы состояния осветительных приборов, указателей и датчиков“П“
- 70. Состояние электропроводки “П“
- 71. Уровень электролита в АБ и плотность “П“
- 72. Проверка работы стартера и генератора “П“
- 73. Подвеска кабины, крепление амортизаторов “П“
- 74. Гидросистема подъема кабины “П“
- 75. Жидкость гидросистемы подъема кабины “П“
- 76. Шарниры дверей
- 77. Работа стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла “П“
- 78. Антикоррозионная обработка
Каждые 12 месяцев - 79. Работа механизма подъема и опускания платформы “П“
- 80. Уровень и качество масла в гидросистеме платформы “П“
- 81. Гидросистема на наличие течей “П“
- 82. Износ, ослабление, фиксация деталей в механизме подъема самосвальной платформы. “П“
- 83. Смазка точек через пресс-масленки “С“
- 84. Фильтр воздушный
Замена два раза в год - 85. Фильтр масляный
Замена два раза в год - 86. Масло в гидросистеме подъема платформы
Замену производить в зависимости от условий эксплуатации
П – Проверка, осмотр, настройка, добавление смазки (жидкости).
З – Замена
О – Очистка
С – Смазка
Р – Регулировка
* – Работы проводит эксплуатирующая организация
Сезонное ТО
Как правило, не считается обязательным — но оно способно продлить жизнь автомобиля и сделать его эксплуатацию более комфортной и безопасной. К сезонным работам относится не только смена летних/зимних шин, но и обработка уплотнений, смазка замков, чистка радиаторов, проверка работоспособности кондиционера или отопителя.
Заключение
Не стоит забывать и о документации, которая легитимирует проведенные работы. Ведение журнала обслуживания, учет всех проведенных работ и замен крайне важны для поддержания техники в надлежащем состоянии и могут повлиять на страховые выплаты.
Телефон в Москве+7 929 101 44 44
Электронная почтаinfo@temp98.ru